Заразительно ли осознанное потребление или как выстроить в компании философию бережного отношения к людям и планете Земля? В интервью с Анной Бобровой, бизнес-партнером по устойчивому развитию компании IKEA в России, рассмотрим инновации мировой компании в рамках устойчивого развития.

IKEA Anna Bobrova

— Многие эксперты считают вас законодателем экологических устойчивых практик. То, что вы внедряете в свой бизнес устойчивые цепочки поставок, экологичную продукцию, делает ли вас флагманом? Считаете ли вы себя лидерами на рынке устойчивого развития?

— Мы, безусловно, являемся лидирующей компанией, и это, конечно же, связано с нашей стратегией устойчивого развития. Но, на мой взгляд, связано еще и с личностью Ингвара Кампрада[i], он был бережливый человек. Та бережливая осознанность и отношение к ресурсам, которые мы потребляем, – это часть нашего ДНК и компании. Исторически сложилось, что IKEA всегда была бережной – это одна из наших ценностей.

— Как вам удалось наладить устойчивые цепочки поставок?

— Соответствие поставщиков нашим ценностям нам гарантирует стандарт IKEA IWAY[ii]. Это гарантия того, что поставщики проявляют заботу об окружающей среде, интересах местных жителей и собственных работниках.

— Как долго вы внедряли тематику устойчивого развития в бизнес? Или компания IKEA в России делала это с самого начала?

— Текущая версия стратегии устойчивого развития была принята в 2012 году. Но работа в этом направлении началась сильно раньше. Например, в 2003 году совместно с World Wildlife Fund[iii] мы начали экологизировать стандарты работы с хлопком. Этот проект занял 10 лет. Сегодня стандарты Better cotton[iv] гарантируют, что при производстве используется меньше пестицидов, удобрений и воды. Сейчас стандарт используется и другими компания. Таким образом, мы разработали его для себя и смогли предложить остальному рынку.

В целом, устойчивое развитие компании началось с ценностей, заложенных Ингваром Кампрадом, про которого ходит много историй. Например, когда он открывал памятник, отказался резать ленточку и предложил ее приберечь для других времен. Или изобретение легендарной плоской упаковки в 1965 году, которой пользуются сейчас и другие компании. На тот момент это было отличным способом экономии места в машине для доставки, а сегодня мы понимаем, что это также возможность не производить лишних выбросов при транспортировке.

— Когда руководитель компании транслирует повестку устойчивого развития, понятно, что каждый сотрудник компании должен понимать ее. Как происходит процесс обучения, когда не только работники высшего звена разделяют ценности, но и те, кто непосредственно работает с потребителями? Как вы обучаете демонстрированию и использованию, например, экологичных пакетов или товаров из вторсырья сотрудниками?  

— Да, в IKEA все так устроено, что устойчивое развитие не является частной задачей отдельного департамента, а распространяется на каждого сотрудника. На этапе собеседования сообщается, что забота о людях и планете – одна из важных ценностей. Дальше, когда человек вливается в коллектив, то видит, что у нас, например, в офисе табу на использование одноразовых бутылок, поэтому люди быстро переходят на многоразовые вещи. То есть, существует определенная культура, которая поддерживается старыми сотрудниками, и, когда приходят новички, делается все, чтобы они прониклись философией бережливости и осознанного потребления.

— Насколько философия, транслируемая на рабочем месте, перетекает в домашнюю обстановку? Насколько это заразно?

— Абсолютно точно философия перетекает в дом и, как правило, касается не только сотрудника, но и членов его семьи. Примерно уже через год работы в компании сотрудник сообщает, что у него дома тоже налажена сортировка мусора. Конечно же, когда ты постоянно слышишь о бережном отношении на работе и лично оптимизируешь процессы не только для того, чтобы сэкономить и обеспечить компании прибыль, но и, чтобы сберечь планету для будущих поколений, то приносишь ценности домой и распространяешь их дальше рабочих рамок.

— Ваша компания внимательно отслеживает, например, потребление воды или электроэнергии на рабочем месте. Как выстроить этот процесс? Как выстраивается понимание бережного потребления у новых сотрудников? 

— Если мы говорим о бытовом потреблении на рабочем месте, то это достигается за счет внутренних коммуникаций. Например, если это вода, то рядом обязательно весит стикер: «Береги воду». Также есть система внутренних ТВ, где крутятся ролики о том, как важно заботиться о людях и планете, либо какие-то наши собственные проекты.

Сейчас в компании проходит год устойчивого развития, в котором мы больше коммуницируем и говорим об устойчивом развитии с покупателями и сотрудниками. Также для этого разработано несколько серьезных коммуникационных проектов. В том числе, например, мы сделали эко-советы для сотрудников, которые транслируются на внутренних носителях в офисе. Например, когда принимаешь пищу в столовой, то смотришь телевизор, где крутятся видео об эко-проектах. Часто это трогательный контент, который проникает в сердце и душу, поэтому не соответствовать этому духу просто невозможно. Мы делаем все, чтобы сообщения в позитивном и спокойном ключе доносились со всех сторон. Следуем определённым законам общения, не стремимся быть агрессивными или вызывать чувство вины. Наоборот, аккуратно и позитивно доносим информацию о важности заботы о планете.

— В компании существуют замкнутые циклы на предприятии, как удалось их достичь?

— Сейчас у нас реализовано шесть замкнутых циклов. Например, картон из Санкт-Петербурга мы превращаем в коробки, продаваемые в магазинах IKEA. Также недавно стали перерабатывать бумажные стаканчики, которые раньше считались совсем неперерабатываемой фракцией. Многим кажется, что такие стаканчики всего лишь бумага, но нет, там около пяти процентов пластика — тонкая ламинация, чтобы стаканчик не протекал. Здесь мы нашли не только технологии переработки, но и технологию замкнутого цикла. Теперь стаканчики превращаются в подстаканники – изделие из пульперкартона, того же материала, который используется в упаковках для яиц.

Также есть цикл с бутылками ПЭТ. Бутылки, которые наши покупатели и сотрудники сортируют на московских пунктах приема вторсырья. Также отходы наших магазинов, где, например, покупатель может купить ПЭТ бутылку и оставить ее где-то в магазине, их мы тоже отсортировываем. Затем все отправляется поставщикам либо подрядчикам, которые перерабатывают бутылки в переработанный полиэстер-волокно, используемое в качестве наполнителя для изделий IKEA, на сегодня это более 400 артикулов.

Или цикл с отходами ДСП, которые отправляются на завод IKEA Industry, используемое как сырье для дополнительного сырья при производстве товаров или изделий из ДСП.

 

Также есть цикл, за который мы получили награду Red Dot Award — это «Оскар» в мире дизайна. Есть такая фракция, как картонные уголки — используются для укрепления паллетов. Это картон с большим количеством клея внутри, который тоже раньше считался не перерабатываем. Но мы нашли технологии, которые сегодня превращают уголки в наполнители для посылок. То есть, здесь мы нашли не только способ переработки, но и смогли создать замкнутый цикл, чтобы экологизировать собственные доставки. И это заменило нам стрейч и пупырчатые пленки.

И самый последний цикл — это стрейч пленка, которой в большом количестве используется для обматывания паллетов. В год образуется 120 тонн отходов этой пленки. И сегодня вся использованная пленка отправляется на переработку и создание новой для дальнейшего использования.

— Все перечисленные процессы замкнутого цикла работают по всей территории России? Или касаются только крупных городов?

— К сожалению, нет. Инфраструктура не позволяет делать это абсолютно в каждом регионе. Большая часть этих циклов – московские проекты, пока реализовать возможно только там. Держим руку на пульсе и, как только получится, сразу наладим это в других городах.

Здесь важно понимать, что мы не инвестируем в инфраструктуру переработки, а используем то, что есть в настоящий момент. То есть, если есть заводы и предприятия, которые могут нам предложить подходящие услуги, мы пользуемся. Иногда действительно кажется, что компания, перерабатывающая что-то, делает это сама. К сожалению, это не так происходит, поскольку перерабатывающему предприятию нужны объемы. Возможно, наших объемов будет недостаточно. В реализации таких инновационных проектов мы сильно зависим от текущей действующей инфраструктуры.

Иногда может показаться, почему бы нам, научившись перерабатывать стаканчики, не привезти их со всей России в Москву? Такое предположение элементарно необоснованно, как минимум, экономическими издержками, так и тем, что это имеет больший негативный след в виде транспортировки с выбросами СО2. Таким образом, наши инновационные проекты ограничены текущей инфраструктурой. Но радует, что она развивается. Два года назад не было возможности перерабатывать бумажные стаканчики, и, если сейчас она есть, значит когда-то появится и в других регионах.

— Как поменялась целевая аудитория ваших магазинов? Сейчас молодое поколение активно следит за тем, насколько компания экологична, особенно поколение Z. И удается ли менять других потребителей в сторону бережного потребления?

— Сегодня эта тема волнует не только поколение Z, но и затрагивает все поколения. Происходит это благодаря активной коммуникационной работе. Важно, чтобы все бизнесы и НКО объединялись для достижения мощного синергетического эффекта. Чтобы вокруг и везде слышать, что нужно спасать планету и понимать, что для этого делать. Это будет вдохновлять людей и вызывать стремление внести свой вклад. Лично мы измеряем настроение наших покупателей, проводим исследования, которые показывают, что количество небезразличных покупателей растет. Точнее будет сказать, что не покупатель меняется, а ценности в обществе. Заслуга подобных изменений принадлежит разным бизнесам и НКО.

— Мы говорили о том, что сложно работать с поставщиками. Как вам удалось изменить их или повлиять и сделать более ответственными?

—  Не могу сказать, что мы их переводили на какие-то новые стандарты. Здесь речь не о переобучении, потому что стандарты, которые есть, достаточно жёсткие. И если мы хотим сотрудничать с кем-то, приезжаем с аудитом и видим нарушение прав работников или безответственное отношение к окружающей среде, мы просто не работаем с такими поставщиками. Даем время на исправление ошибок, и уже эти требования позволяют бизнесу меняться. Соответственно, если на повторном аудите мы понимаем, что все исправлено, то можем заключить контракт. Такие проверки проходят и в плановом режиме.

Стандарт IWAY не предполагает, что он применяется лишь один раз для заключения контракта. При дальнейшем сотрудничестве также проводим проверки. При обнаружении несоответствий опять же даем время на исправление. При не прохождении – прекращаем совместную работу, даже если это чревато поиском новых подрядчиков или поставщиков. В любом случае интересы планеты и людей для нас более приоритетны.

— Реализация успешных проектов невозможна без партнерства. Если мы говорим об отлично налаженной работе с поставщиками, то как насчет сотрудничества с НКО, WWF или благотворительными фондами?

— Верно, хороших результатов нельзя достичь в одиночку, поэтому важно находить единомышленников. Например, мы стараемся не только вдохновить наших покупателей на то, чтобы жить экологично, но также предлагаем и инструменты для этого. Именно поэтому на наших парковках есть пункты приемов вторсырья: пластик, бумага, картон, металл, стекло, опасные отходы, например, батарейки и лампочки. Также нам хотелось дать покупателям возможность приносить на переработку текстиль. Проект случился совместно с фондом «Второе дыхание» и сейчас за один год получается собирать от 20 до 30 тонн домашнего текстиля. То, что люди приносят в хорошем состоянии, мы отдаем нуждающимся.

С WWF нас связывает сотрудничество на глобальном уровне и, в частности, упомянутый десятилетний путь экологизации стандартов производства хлопка.

Также мы реализуем программу по защите лесов, совместно с FSC, что является нашей гордостью. В России мы достигли этого чуть раньше. На сегодня вся древесина, используемая для производства товаров IKEA, является либо FSC-сертифицированной, либо переработанным сырьем. Совместно с партнерами, которые помогают нам на практике применять строгие стандарты и обеспечивать соответствие нашим внутренним ожиданиям, получается обеспечивать устойчивое лесоуправление. Ведь древесина – это сердце IKEA, потому что мы в первую очередь производим мебель из древесины.

Также есть партнёрство с «Детскими деревнями SOS» – это уникальная организация, которая на мировом уровне пересмотрела работу с   детьми-сиротами. С ними мы развиваем программу профилактики детского сиротства, потому что важно работать с детьми-сиротами, но также важно попробовать искоренить проблему в зачатке. Наши программы по помощи кризисным семьям позволяют детям оставаться вместе с родителями. Когда семья испытывает трудности, мы протягиваем руку помощи: решить психологические проблемы, помочь с оформлением документов, всё зависит от возникающей необходимости. Благодаря этой программе нам удается детей, уже оказавшихся в детском учреждении, возвращать назад в семью.

— Какие новые тренды компания видит на сегодня? В заключение о ваших будущих инновационных планах и бизнес-проектах.

— Сейчас активно развиваем направление электротранспорта. Мы только в самом начале пути. В нашем гордом флоте пять электромобилей. Здесь многое зависит от инфраструктуры – наличие зарядок, выгода от использования. В целом, есть амбиция до 2025 года перейти на доставку электротранспортом или другим транспортом с нулевыми эмиссиями.

Также смотрим в сторону возобновляемой энергии. Если взглянуть на все подразделения IKEA в мире: мы вырабатываем больше возобновляемой энергии, нежели потребляем. По сути, IKEA не только магазин и ритейлер, но и компания, производящая возобновляемую энергию.

В России аналогичные цели и амбиции. Хотим к 2030 году быть на 100 процентов обеспечены возобновляемой энергией. Если коснуться самой острой темы для России – отходы, то к 2030 году мы планируем перерабатывать 100 процентов по принципам экономики замкнутого цикла, чтобы все отходы становились ресурсами. Сейчас уровень переработки отходов в магазинах составляет 77 процентов. Учитывая, что есть еще 9 лет, это кажется вполне достижимой амбицией.

[i] Ингвар Кампрад — шведский бизнесмен, основатель компании IKEA по продаже товаров для дома.

[ii] https://www.ikea.com/ms/en_SG/pdf/IWAY_Standard_Ed_5-2.pdf

[iii] https://wwf.ru/

[iv] https://about.ikea.com/en/sustainability/responsible-sourcing/committed-to-sustainable-cotton

Оставьте ответ