Число социальных предпринимателей в России выросло до 88%

Социальное предпринимательство

Социальное предпринимательство в России — это преимущественно сфера услуг, лишь 10% производят товары.

Наиболее «типичный представитель» сегмента — образованная замужняя женщина средних лет с детьми. Во многом именно поэтому 52% социальных предприятий ориентированы на подрастающее поколение. Об этом сообщила исполнительный директор Фонда «Наше будущее» Юлия Жигулина, выступая на Национальном форуме по устойчивому развитию — V юбилейном проекте делового издания «Ведомости», посвященном ЦУР ООН.

 Как отмечалось на мероприятии, все больше предприятий, заинтересованных в достижении лучшего будущего для следующих поколений, выбирают приверженность целям устойчивого развития. Одна из них заключается в достижении гендерного равенства. Этому была посвящена одна из тематических сессий форума. Юлия Жигулина рассказала о женском предпринимательстве в России. Социальное предпринимательство — это та сфера, где наибольшего успеха добиваются именно представители прекрасной половины человечества, что подтверждается исследованием бизнес-профиля социального предпринимателя, подготовленного группой «Циркон» для Фонда «Наше будущее» в 2023 году.

«В социальном предпринимательстве стремительно увеличивается доля женщин. Если в 2018 году их было 54%, то в 2023-м уже 72%. И мы видим, что чаще всего на этот путь встают образованные россиянки средних лет с детьми. Так, 40% из них относятся к возрастной группе 35-44 лет, а 30% — 45-54 лет. Лишь 10% социальных предпринимателей выпускают товары. Остальные работают в сфере услуг, 43% из которых — образовательные проекты. Также в пятерку наиболее популярных направлений входят физкультурно-образовательная деятельность, уход за детьми, дошкольное и прочее дополнительное образование», – рассказала Юлия Жигулина, исполнительный директор Фонда «Наше будущее».

 Социальные предприниматели по своим ценностям и установкам представляют
собой отдельную социальную когорту, отличающиеся от «традиционных» бизнесменов и представителей некоммерческих организаций. Подавляющее большинство четко определяет свои целевые аудитории. Наиболее распространенной являются дети на них ориентированы 52% проектов. Еще 25% подразумевают работу с несовершеннолетними с особенностями развития, а 20% с инвалидами. Многие бизнесмены стараются помогать многодетным, молодежи, пожилым людям и ветеранами.

За последнее десятилетие выросла доля финансово независимых социальных предприятий – с 58% в 2013 году до 88% в 2023-м. Несмотря на это, они по-прежнему нуждаются в поддержке. При вступлении в реестр социальных предпринимателей 65% из них получили доступ к новым видам грантов, 49% отметили информационную помощь, а 30% воспользовались обучающими программами. Один из наиболее ярких примеров — программа Минэкономразвития России «Мама — предприниматель». Только в 2013 году эффективному ведению бизнеса с ее помощью смогли научиться 7 000 женщин с детьми или в декретном отпуске. В этом году она продолжится и соберет 1 500 участниц по всей стран.

Оставьте ответ