Фонд «Наше будущее» поддержал социальных предпринимателей

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» осуществляет антикризисную поддержку социальных предпринимателей, помогая им сохранить бизнес в условиях пандемии коронавируса. Основатель социального портала SDG-MEDIA.RU Людмила Экзархова побеседовала с Юлией Жигулиной, исполнительным директором фонда «Наше Будущее» о мерах поддержки социальных предпринимателей.

— В этом году фонд «Наше будущее» решил средства, которые ежегодно выделялись на премию Импульс добра, направить на помощь социальным предпринимателям. Расскажите: кто получит помощь, какой она будет и какая сейчас нужна поддержка социальным предпринимателям?

— Мы понимали, что в режиме оффлайна со своими мероприятиями и слетами, которые традиционно проводим в регионах, выйти не получится. Поэтому воспользовались кризисной ситуацией, как шансом для трансформации. Поэтому те бюджеты, которые запланировали еще в 2019 году, направили на адресную поддержку социальным предпринимателям. В итоге, 11 миллионов рублей получили 40 предпринимателей, которые не смогли перейти в онлайн формат. Но не финансовая поддержка оказалась в приоритете, больше требовались консультации и антикризисные советы в условиях карантина. Так состоялся наш двухнедельный онлайн марафон с рекомендациями платформ для эффективного выхода в онлайн формат. Статистика показала, что те, кому сложнее переформатироваться теряли 30% аудитории, например, детские образовательные и дошкольные центры. Но те, кто умудрился перестроиться, приобретали прирост целевой аудитории на 60-70%, например, предприниматели, которые трудоустраивали или обучали людей готовить еду.

— Деятельность вашей организации – это не только финансовая помощь, но и информационная поддержка, в виде библиотеки для социальных предпринимателей. Например, недавнее «Исследование и мировой опыт развития импакт инвестиций». Подскажите, как вы видите развитие данных инвестиций в России и какова в этом роль соцпредпринимателей?

— История данной темы у нас началась с перевода и понимания самого определения импакт инвестиций. Мы отошли от удалявших иностранных слов и подобрали более адекватный перевод – социально-преобразующие инвестиции. Эта некая трансформация с формированием системы для развития социальных предпринимателей в среде МСБ (малого среднего бизнеса) и некоммерческого сектора в том числе. В России уже есть определенные прорывы: социально ориентированные НКО тоже формируют реестры и имеют право на формы поддержки, которые предоставляются субъектам МСБ. Речь идет о тех, кто предоставляет грантовую поддержку организациям, которые показывают хороший социальный эффект. То есть, грантовые формы поддержки переходят в сторону идей и проектов, которые в состоянии сформировать свою устойчивую финансовую модель и выйти на самоокупаемость, независимо от источников привлеченного финансирования. Это может быть фандрайзинг, краудфандинг или льготное кредитование, направлений много.

Мы, совместно с «Высшей школой экономики», провели исследование, где изучили 17 моделей развития импакт инвестиций в разных странах и в России ростки уже есть. Формируется инфраструктура для развития таких инвестиций, которые несут в себе ориентир на социальный эффект, а значит влияют на качество общественного блага. Например, формирование библиотеки хорошими книгами для социальных предпринимателей.

— Реестр социальных предпринимателей: что он дает? Как влияет на процессы? Насколько адаптирован под тех, кто работает на рынке?

— Социальное предпринимательство и реестр — это вещи совместимые и нужные для того, чтобы определять необходимые меры поддержки. Первая волна формирования реестра закончилась к концу апреля и набрала чуть более 1000 социальных предпринимателей. Из-за низкого уровня информирования, а с ним и непонимания, многие регионы даже не включились в процесс. К тому же отразились последствия коронокризиса. Позже, регионы выявили вторую волну набора соцпредпринимателей в эти реестры. Пример – Московская область: первый набор 50 предпринимателей, второй 200 участников. Мы видим, что во вторую волну люди понимают зачем подают заявки. Задача каждого региона вырабатывать востребованные меры и информировать об этом.

В данный момент процедура с предоставлением документов упрощается. Наш фонд сделал все, что мог: записали видео и оформили брошюры с информацией, которые разъясняют каждый критерий с перечнем необходимых документов.

Недавно появилась еще одна составляющая, введенная с поправками в 245 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» – социально ориентированные некоммерческие организации тоже могут войти в реестр и получать поддержку, как для субъектов МСБ. Фонд президентских грантов объявляют конкурсную поддержку: выделили три миллиарда для борцов в противостоянии с короновирусом. Появилась льгота для инвесторов (жертвователей), они имеют право получить 1% от доходов в случаях инвестиций в фонды, состоящих в реестрах. Сложности были, они преодолены. Кризис спровоцировал большую информированность о мерах поддержки для соц предпринимателей.

— Если соц предприниматель начал производить товар или услугу после периодов, когда можно было подать документы, какие меры поддержки возможны?

В том случае, если количество соцпредпринимателей в волне недостаточно, наверное, могут объявить набор в следующую и формировать еще реестр. Но по закону прежде, чем попасть в реестр необходимо стать субъектом МСБ. Значит — зарегистрироваться и предоставлять налоговые отчетности и декларации, соответствующие системе налогообложения. Только после этого идти дальше и понимать какая поддержка доступна для критерия, к которому относится социальное предприятие. В целом, мер поддержки достаточно, главное – правильно себя позиционировать и понять какая поддержка целесообразна для тебя здесь и сейчас.

Авторы:

Людмила Экзархова, Яна Лухнева.

Оставьте ответ