Исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и ESG Альянса

ESG

Специалисты выявили разрыв между спросом компаний на квалифицированные кадры для устойчивого развития и программами по образованию в области ESG


Предварительные результаты исследования «Образование в области устойчивого развития и ESG» представлены в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ. Эксперты из Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке Национального ESG Альянса проанализировали 300 образовательных программ в области устойчивого развития и ESG в России и в мире, предлагаемых в 259 университетах. Полученные данные, включая опрос 80 представителей 58 ведущих российских университетов и бизнес-школ из различных регионов, интервью с экспертами из ключевых отраслей экономики и образовательной сферы, позволили определить ключевые вызовы для образования в области устойчивого развития в России и разработать рекомендации по его развитию. 

Необходима национальная рамочная концепция устойчивого развития и ESG в образовательной сфере, считают исследователи. Запрос рынка труда на специалистов в области устойчивого развития не всегда находит своевременный и надлежащий ответ со стороны системы высшего или корпоративного образования. Отсутствие согласованной национальной рамочной концепции устойчивого развития и ESG в образовательной системе создает дисбалансы в реальном спросе со стороны компаний на специалистов в области устойчивого развития и образовательном предложении университетов, отмечают эксперты.

В процессе анализа вакансий платформы HeadHunter за период сентябрь-ноябрь 2022 года исследователи выделили 837 объявлений о работе, связанной с устойчивым развитием. Согласно анализу профессиональных стандартов более 80 % позиций в области устойчивого развития и ESG предполагают, что у сотрудников есть высшее образование не ниже бакалавриата, при этом, почти 40% позиций требуют наличия у кандидата степени магистра.

Наблюдается определённый разрыв в запросах работодателей и предложении со стороны системы образования. Анализ образовательных программ в области устойчивого развития выявил неравномерное распределение по уровням образования: на бакалавриате обучается около 60 000 студентов, на специалитете – 1 400 студентов, в магистратуре – всего 8 300 студентов. В зарубежных университетах, в отличие от российских вузов, большее число программ реализуется именно на уровне магистратуры.

Андрей Шаронов, генеральный директор Национального ESG Альянса: «Доклад является итогом масштабной работы, которая будет интересна как академическому сообществу, так и бизнесу. Исследование описывает общее состояние образования в области устойчивого развития в России и мире, рассматривает лучшие образцы учебных программ в этой сфере, демонстрирует ожидания компаний и их требования к компетенциям специалистов в этой сфере.

Бизнес можно справедливо назвать одним из главных инициаторов развития ESG-образования в России. Корпорации стремятся формулировать запрос к системе высшего образования, чтобы в дальнейшем обеспечить себя высококвалифицированными кадрами в области устойчивого развития.  Совместная работа представителей научной среды и бизнеса позволяет выявить такой запрос и более эффективно взаимодействовать с государством, чтобы усовершенствовать систему высшего и дополнительного профессионального образования с опорой как на локальный, так и на международный опыт».

Участники круглого стола XXIV Ясинской конференции — генеральный директор «ESG Альянс» Андрей Шаронов, исполнительный директор дирекции по ESG Сбера Иван Барсола, директор по устойчивому развитию РУСАЛ Ирина Бахтина, менеджер по устойчивому развитию VK Ксения Топоркова и другие — обсудили актуальный запрос бизнес-сообщества на удовлетворение текущих потребностей в специалистах в кратчайшие сроки. В связи с этой потребностью бизнес формирует высокий спрос на образовательные программы формата ДПО (краткосрочные программы дополнительного профессионального образования) и более низкий спрос на традиционное образование уровня бакалавриата. Однако в условиях стремительной трансформации экономической и геополитической ситуации в мире система образования должна предлагать программы, направленные на перспективное решение запросов как бизнеса, так и государства, и общества в целом.

«Фрагментарные знания по проблематике устойчивого развития и ESG не позволят управленцам строить ответственный и устойчивый бизнес. Образование в области устойчивого развития требует системного подхода для формирования ответственного образа мышления, необходимого при принятии управленческих решений в современных условиях. Требуемые для этого компетенции и навыки могут быть сформированы в рамках основных образовательных программ, преимущественно магистратуры, при участии представителей бизнеса и других заинтересованных сторон» подчеркнула Анна Веселова, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании»

Образование в области устойчивого развития предполагает переход от традиционной образовательной модели привычной передачи знаний к формату, нацеленному на размышление, активное вовлечение студента и генерацию знаний в совместном обучении. Такая концепция требует актуализации образовательных методик и моделей.

Исследователи акцентируют, что одним из ключевых принципов реализации образовательных программ в области устойчивого развития и ESG является принцип междисциплинарности, реализуемый через взаимодействие преподавателей разных программ и факультетов, а также кооперацию ученых и практиков. Университеты и бизнес-школы названы важнейшими акторами, способными формировать ответственных лидеров и специалистов, готовых решать сложные экологические, социальные и экономические проблемы, применяя принципы этики.

Исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке АНО «Национальный Альянс по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития» (ESG Альянс) проводилось в рамках государственной программы поддержки университетов «Приоритет 2030».

 

Оставьте ответ