Как остановить подростковые суициды?
Детский фонд ООН UNICEF ежегодно подводит рейтинги по наиболее острым общественным проблемам современности. Одной из обсуждаемых проблем является подростковый суицид. Развитие этой темы подогревается появлением молодежной суицидальной онлайн-культуры, так называемых «групп смерти» в социальных сетях.
Некоммерческая неправительственная организация «Фонд женского лидерства» занимается вопросом с 2015 года, и связано это с тем, что Казахстан на протяжении последних 10 лет устойчиво занимает одно из ведущих мест в мировом рейтинге стран по этой проблеме. Мы проанализировали множество научных работ и подходов к поиску решения. Было выявлено, что суицид является комплексной проблемой, на возникновение которой влияет большое количество факторов – состояние физического и психического здоровья детей, семейная и общественная среда. Основная линия профилактики базируется согласно подходу ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) на работе с самым близким окружением подростков – с семьей. И именно в Израиле мы встретили этот компонент наиболее реализованным на практике, поэтому и была проведена наша международная деловая стажировка. В стажировке приняли участие два сотрудника нашей организации, а так же представитель Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Мы сделали выводы о том, что израильская система помощи крайне дружественна к своим благополучателям, на всех уровнях услуги оказываются с учетом их непосредственных интересов и запросов, программы очень гибко меняются и подстраиваются. Большинство мероприятий и диагностик направлены на выявление проблемных зон с целью оказать максимально полезную в каждом конкретном случае помощь. Здесь мы увидели, как работает индивидуальный подход в действии. Чего стоит одна программа Кидум Ноар, позволяющая детям, выпавшим из системы образования иметь шанс все-таки его получить! Так же наличие коррекционных классов, интернатов для детей с разными нарушениями поведенческого и эмоционального спектра, или же просто находящимся в трудной или опасной жизненной ситуации, является отражением этого подхода.
Для нас было важно, что фокус в образовательном процессе смещен с идеи «получить аттестат зрелости любой ценой» на «вырастить активного члена общества». Эту мысль стоило бы взять девизом любой современной системы образования. Дети здесь не только имеют возможность активно получать знания, но и реализовать себя через дополнительную занятость – клубы, центры.
Большое внимание оказывают родителям, самым близким людям, способным давать поддержку своим детям, много усилий направлено на формирование родительских сообществ. Им оказывают услуги на базе различных центров, обучают и консультируют в родительских группах, вовлекают в совещательные и управленческие процессы, поддерживая «родительское лидерство». Наверное, можно сделать вывод о том, что родителем в Израиле быть хорошо.
Школьные специалисты говорят так же о консультативной поддержке для учителей, информировании и просвещении учителей по специфическим вопросам, связанным, например с инклюзией, что для нашей системы образования является новым.
В Казахстане действует проект «TEENS», направленный на помощь подросткам, и тем, кто рядом с ними. На сайте teenslive.kz размещена информация для подростков и их окружения – подробные признаки состояния, выходящего за рамки обычного. Здесь также можно найти контакты действующих казахстанских психологов и пройти специальный психологический тест.
Подобной инициативы в Казахстане еще не было, организатором проекта «TEENS» стала психолог Светлана Богатырева.
Оставьте ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.