Первый реализованный в России проект социального воздействия признан успешным
Успешный опыт реализации проекта в сфере образования в Якутии может использоваться при организации образовательной деятельности в других удаленных регионах страны, сообщает пресс-служба ВЭБ.РФ.
Проект стартовал в 2019 году. Планируемый социальный эффект от его реализации — рост образовательных результатов по русскому языку, математике, а также увеличение числа победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В проекте приняли участие более 5000 школьников — учащихся 7 и 9 классов 27 школ Хангаласского улуса Якутии, педагоги, а также директора школ и родители.
Для достижения установленного социального эффекта проекта были организованы тренинги личностного роста, профориентация и обучающие программы для школьников. Также в рамках проекта была организована Академия журналистики в целях стимулирования интереса к углубленному изучению русского языка. Учителя непосредственно осуществляли мероприятия проекта при поддержке экспертов НИУ «Высшая школа экономики», объединились в профессиональные обучающиеся сообщества, стали наставниками для других учителей. Для родителей был создан «Родительский университет» в целях обмена опытом воспитания детей и оказания поддержи детям в процессе обучения.
Независимый оценщик — ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» — подтвердил достижение необходимого социального эффекта проекта. Согласно оценке, «индекс, отражающий уровень образовательных результатов школьников вырос на более чем на 10% (по факту — на 41%)».
Группа ВЭБ.РФ выступила в проекте в двух качествах: АО «ВЭБ.ДВ» финансировало проект в качестве организатора, а ВЭБ.РФ в роли оператора помогал структурировать проект, отслеживал ход его реализации и по завершении организовал проведение независимой оценки. Непосредственно мероприятия проекта были реализованы исполнителем — НИУ «Высшая школа экономики». Проект координировался Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).
Новый для России подход к решению задач в социальной сфере — проекты социального воздействия, предполагает, что средства на реализацию проектов выделяются из бюджетов регионов только в случае достижения заранее определенного социального эффекта. При этом риски недостижения запланированного эффекта проекта берет на себя инвестор, который финансирует реализацию проекта.
«Первый проект соцвоздействия в России помог отработать механизм взаимодействия всех участников: оператора, инвестора, органов власти и исполнителей. Успех реализации проекта во многом обусловлен гибкостью механизма, а также эффективностью выбранной методики решения образовательных задач, которые поставил регион. Полученный опыт реализации проекта может быть использован в ходе образовательных мероприятий, как на территории республики, так и в других субъектах Российской Федерации. При запуске новых механизмов финансирования очень важен первый опыт. Поэтому на этом этапе ВЭБ.РФ, как институт развития, взял все риски на себя. В дальнейшем, мы будем работать над развитием инструмента и тестировать разные подходы для повышения привлекательности таких проектов для частных инвесторов. Чем больше разнообразных проектов будет успешно реализовано, тем уверенней инвесторы будут участвовать в них», — заместитель председателя ВЭБ.РФ Константин Вышковский.
«Главный результат проекта — повышение образовательных результатов школьников Хангаласского района, увеличение числа победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Это стало возможно именно благодаря использованию механизма проектов социального воздействия, за счет гибкости которого удалось обеспечить равный доступ всех обучающихся к качественным образовательным возможностям и учесть индивидуальные запросы, предлагая ученикам соответствующие программы обучения. Такое целеполагание проекта полностью соответствуют приоритетам развития сферы образования в республике. Необходимо отметить, что хороших результатов удалось добиться в вовлечении родительского сообщества в процесс обучения детей и в профессиональном росте самих педагогов. Выработанные в процессе реализации проекта подходы планируются к дальнейшему масштабированию на территории республики» – отметил Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
«Для ВШЭ проект стал уникальной возможностью проверить эффективность предлагаемых регионам и школам инструментов повышения качества образования и стимулировал новые разработки. Он подтвердил необходимость опоры на данные мониторинга и обратной связи для выстраивания адресного воздействия, адаптации к меняющимся условиям. Проект реализовывался в сложный период пандемии, но с этим вызовом удалось справиться и помочь улусу с организацией эффективного дистанционного обучения на этом этапе. Важно, что проект был выстроен таким образом, чтобы обеспечить устойчивость результатов после завершения. Можно констатировать, что использованные модели и инструменты освоены управленцами и педагогами улуса, например, «Исследование урока», «Школа роста», «Академия журналистики» и уже сейчас реализуются самостоятельно». Вовлеченность и ответственность профессионального сообщества Хангаласского улуса, выстроенное взаимодействие федерального и регионального проектного офисов стали важным условием эффективности проекта», — директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий.
«Проект позволил повысить образовательные результаты школьников за три года, дал новые инструменты для учителей математики и русского языка по организации учебных и внеурочных занятий. Все педагогические коллективы школ освоили педагогический подход по технологии коллективного планирования и исследования урока. Повысился уровень компетенций педагогов по дифференцированному подходу в обучении, работе с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями. Управленческие команды школ разработали программы улучшения образовательных результатов, исходя из своих ресурсов. Имеющийся опыт по работе с родителями, при реализации идей проекта, выросли в практику по родительской вовлеченности в образование детей. Благодаря проекту направление информационной поддержки выросло в Академию Журналистики, в которой активно участвовали ученики.
Реализация проекта через механизм проектов социального воздействия позволила осуществить расходы республиканского бюджета только по итогам достижения установленного социального эффекта», — отмечает министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Ирина Любимова.
Оставьте ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.