Хана Занин Паукнерова: «У нас с Inclusive Dance одна и та же идея: развитие внутреннего мира»

Inclusive Dance

В рамках Х Международного благотворительного танцевального фестиваля Inclusive Dance проходят мастер-классы с участниками. В Школе танцев принимают 72 коллектива, 469 танцоров. Ведущая  — хореограф, тренер, балерина, председатель Ассоциации культуры и образования для людей с ограниченным возможностями и без них Ich bin O.K. — Хана Занин Паукнерова из Австрии. 

Хана, сейчас ты проводишь мастер-классы в Школе танцев. А с чего всё началось? Была какая-то удивительная история знакомства?

— Да! История была именно удивительная! С Леонидом и Inclusive Dance мы познакомились в Вене в 2017 году. Леонид приехал узнать – можно ли там провести фестиваль инклюзивного танца. Он стоял и ждал, когда соберутся все участники его команды, а потом им нужно было на самолёт. У нас оставалось всего каких-то 30 минут до его отлёта. За это короткое время мы с удивлением поняли, что делаем одно и то же. Он рассказал о себе и показал мне видео своей работы. Оказалось, что мы следуем одной концепции, у нас одна и та же философия и даже сходные техники! У нас одна и та же идея! Нам обоим была интересна эстетика танца для людей с особенностями развития. Более того, оказалось, что мы одинаково чувствуем, мы оба очень эмпатичны…

И вот Леонид ушел на посадку, а через несколько часов, видимо, когда приземлился, он написал мне и пригласил на фестиваль. Я не думала – ехать мне или нет. Я даже не принимала решения об этом и не желала для себя этого. Я уже точно знала, что я поеду. Я хотела узнать, как они работают.

Что тебя больше всего удивило в российской инклюзивной танцевальной школе?

— В Москве я удивилась тому, сколько же людей без особенностей ходят в студию инклюзивного танца и сначала не очень в это поверила. Как не поверила и в возможность соревнования между танцевальными коллективами.

Почему? Разве это что-то необычное?

Потому что у нас в Австрии невозможна сама идея соревновательности  в мире особых людей. Это нарушает принцип равенства. А тут еще и эстетика, искусство! Да, у нас есть паралимпийские игры, но это же спорт, и в нем участвуют только люди с инвалидностью. А здесь – на равных танцуют и те, и другие. В Европе в инклюзии запрещено любое сравнение. Я не понимала – как мне работать в составе жюри на фестивале. Оказалось, что я не способна сравнивать и оценивать…

Я могла бы, конечно, обратиться к идее спортивных соревнований, но она в Inclusive Dance совершенно не работает. Понимаете, мотивация другая. Ведь в спорте главное – победить, стать лучше всех, а на танцевальном фестивале главное – участвовать и что-то новое в себе открыть. У нас в Австрии люди с особенностями развития могут играть в спектакле – это про искусство. Но они не ходят на соревнования и конкурсы по искусству. И ещё… не знаю, как объяснить такое моё восприятие: в Австрии инклюзия, скорее, интеллектуальная, а в России – это про чувства.

А что для тебя значит «Про чувства»?

— В студии Леонида инклюзивный танец развивает внутренний мир, и это – главная задача. Даже соревнования у него тоже нацелены на развитие внутреннего мира, а не на то, чтобы расталкивать локтями конкурентов.

За что я люблю русских людей? У них здоровое стремление к развитию, к духовному напряжению. Такая степень открытости и доверия! На нашей «школе танцев» мы можем говорить прямо друг с другом, при этом друг друга ничем не задевая. Человек может сказать: «Мне так не нравится! Я так не могу», и тогда вместо эмоций и обид мы просто начинаем искать решение – а как тебе понравится, а как ты сможешь? Здесь говорят открыто, но эта прямота нисколько не влияет на отношения. Зато она позволяет пробовать новое, искать варианты, чтобы в итоге получилось «как надо». Это уже про доверие.

— Можешь привести пример такого доверия?

Был у нас такой случай. Я работаю на мастер-классе с детьми, а рядом с ними их опекающие заботливые родители. Ну, сами понимаете – насколько заботливыми бывают родители особых детей. То, есть это родители, не отходящие от детей ни на минуту. Эти родители постоянно вмешивались в процесс, и так мне это надоело, что я прямо и открыто попросила их выйти и оставить меня с детьми наедине, чтобы я могла работать. В Австрии это было бы недопустимо. Это было бы каким-то нарушением правил обращения с особыми людьми. А тут я взяла и сказала, что мне так работать неудобно, что родители мне мешают своей опекой. Так знаете, что случилось дальше? Родители просто взяли и вышли. И оставили всех своих детей со мной одной, безо всякой помощи, только лишь на доверии. 

Доверие! Я еще раз это слово повторю. Потому что моя работа в России строится на контакте, открытости и доверии. Только здесь такое возможно. И на чувствах, конечно. Здесь очень много доверия и чувств друг к другу. В России не нужно ходить кругами вокруг того, что тебе нужно и думать – не задену ли я чьи-то права. Здесь можно просто попросить, просто сказать.

Что ты пожелаешь участникам фестиваля этого года?

Желаю всем нашим танцорам и вообще всем людям на планете, чтобы мы сейчас дружили. Чтобы мы не закрывались друг от друга. Чтобы мы знали, что есть границы, но чтобы эти границы не мешали нам взаимодействовать. Я понимаю, что у людей с особенностями сильные, жесткие границы, и для того, чтобы человек открылся, нужно время и терпение. Я желаю нам всем, чтобы у нас это было – время и терпение.

Я желаю, чтобы мы помнили о том, что каждый – важен, что каждый – уникален, что каждый — личность. И чтобы помнили, что эта уникальная личность ничего не стоит, если она остается одна. В жизни нет смысла, если мы не проживаем ее с кем-то вместе, если мы не дружим, не общаемся, не любим и не помогаем, если у нас нет партнера, как это происходит в инклюзивном танце.  Важно не забывать – себя. Но важно и не забывать о своем партнере. Так устроен инклюзивный танец и так устроена жизнь, и поэтому танец так воздействует на внутренний мир.

Нам всем, танцорам в инклюзии, нужно время и терпение на нахождение баланса как в танце, так и в мире, в котором сейчас все стало происходить очень быстро. И еще желаю нам всем юмора и позитива.

Спасибо

Ольга Авдеева, ведущая Школы медиаволонтеров Inclusive Dance

Оставьте ответ