ESG – многообещающий взгляд бизнеса
20-21 мая 2021 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации прошла XVII Международная научно-практическая конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса», организованная при поддержке Ассоциации менеджеров России (АМР) и Ассоциации этики бизнеса, комплаенса и КСО (Russian Business Ethics Network, RBEN).
Ежегодное мероприятие в 17 раз стало экспертной дискуссионной площадкой среди представителей бизнеса, научного сообщества, заинтересованных в партнерстве по актуальным вопросам устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности (далее КСО). В рамках мероприятия прошли секции и круглые столы на разные темы: по вопросам оценки вклада компаний в достижение целей устойчивого развития (ЦУР); проблемам инвестирования с учетом факторов социальной, экологической ответственности и корпоративного управления (ESG); правовых аспектов «зеленой экономики» и устойчивого развития бизнеса; этических проблем цифровизации и экономики 4.0 и пр. Конференция длилась два дня. В общей сложности в ней приняло участие более 250 участников. Гибридный формат позволил подключаться к пленарному заседанию и работе секций зарубежным участникам.
В пленарном заседании приняли участие ведущие эксперты в области корпоративного управления и устойчивого развития. В начале пленарного заседания с приветственным словом выступила Федотова М.А., д.э.н., профессор, и.о. научного руководителя Финансового университета, Заслуженный экономист РФ. Она указала на важность проблематики устойчивого развития и ESG для научных исследований и практики ведения бизнеса, возможности проведения междисциплинарных исследований, а также наличия синергии от совместных исследований и решения проблем. Также с приветственным словом выступил руководитель департамента КФиКУ Ордов К.В., д.э.н., профессор и пожелал успешной работы участникам конференции. Пленарное заседание было сфокусировано на трех темах: место ESG в российской практике корпоративного управления; роль фондовой биржи в продвижении ESG; практики компаний в области ESG-повестки. Модерировала пленарное заседание Беляева И.Ю., научный руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Факультета экономики и бизнеса (ДКФиКУ). Беляева И.Ю. как и Батаева Б.С., профессор ДКФиКУ Факультета экономки и бизнеса Финансового университета на протяжении всего времени является идейным вдохновителем и организатором данного мероприятия.
Игорь Беликов, генеральный директор Российского института директоров, посвятил свое выступление особенностям корпоративного управления в России и растущему интересу к вопросам ESG. Он отметил, что в российской практике корпоративного управления ESG в настоящее время приобрело большую популярность. Многие компании создают комитеты по устойчивому развитию и ESG в составе советов директоров, принимают участие в рейтингах и рэнкингах устойчивого развития, утверждают стратегии устойчивого развития. Однако, по его мнению, интерес к вопросам экологии среди российских инвесторов, к привлечению капитала с помощью «зеленых» облигациям в России слабее, нежели на Западе.
Беликов И.В. указал на три важных особенности российской практики корпоративного управления, которая проявляется в ожиданиях российских миноритарных акционеров: не формируется запрос на инвестиции корпораций в человеческий капитал; вопросы гендерного состава членов совета директоров для российских акционеров не столь актуальны, как для зарубежных акционеров; отсутствует дискуссия о справедливости многомиллионных вознаграждений топ-менеджмента и членов советов директоров отдельных компаний среди экспертов и общественности. Тем не менее, по его мнению, ситуация меняется.
Юрий Благов, директор Центра Корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс ВШМ СПбГУ, посвятил свое выступление диалектике развития концепции КСО в русле интереса к концепции устойчивого развития. Он указал на то, что концепция корпоративной устойчивости является самой молодой из концепций, относимых к альтернативным темам, возникающим в процессе эволюции концепции КСО. В настоящее время более актуальна расширенная трактовка концепции, подразумевающая «переход от имплицитной поддержки общественных норм и ожиданий к эксплицитному участию в общественных процессах формирования политической воли».
По мнению Благова Ю.Е., в мировом бизнес-сообществе модель взаимодействия бизнеса и общества эволюционирует от концепции разделяемой ценности («win-win») к так называемой «корпоративной ответственности 3.0». Передовым компаниям приходится для сохранения конкурентных преимуществ глубже погружаться в создание социальных ценностей (или «lose-win»). Роль КСО и устойчивого развития, их вклад в эволюцию модели рыночной экономики как нельзя лучше сформулировал Рональд Коэн – известный британский инвестор, сооснователь и председатель совета директоров Big Society Capital, «отец» социальных инвестиций/impact-инвестиций: «Мы находимся на историческом перепутье, сравнимым с ситуацией 1929 года. COVID-19 потряс наши привычки и убеждения, поставив вопрос о перспективах капитализма и демократии. Это открывает окно возможностей: измеряя и оценивая наше воздействия (на природу и общество), мы можем привнести “невидимое сердце рынков» в управление “невидимой рукой» о которой говорил Адам Смит».
Продолжила тему ESG в корпоративном управлении с акцентом на роль женщин в советах директоров Елена Речкалова, автор и ведущая программы Mediametrics «Сила Женщины с Еленой Речкаловой», член советов директоров, преподаватель MBA РАНХиГС. Ее выступление было посвящено значению гендерного разнообразия состава совета директоров в метриках ESG. Согласно представленным ею результатам исследований гендерно-разнообразные советы лучше управляют рисками; предлагают более полное понимание потребительских тенденций и приоритетов в части КСО и экологии; демонстрируют лучшую посещаемость и эффективность правления. Речкалова Е. в своем докладе указала на то, что компании из списка S&P 500 c диверсифицированным СД имеют более высокие баллы ESG.
В своем докладе Елена Речкалова отметила, что внимание к гендерному балансу в составах советах директоров очень высоко среди зарубежных инвесторов, тогда как в России не уделяется должное внимание. Ее выступление вызвало бурную дискуссию. Высказывались сомнения по поводу более высокой эффективности компаний с гендерно-сбалансированными советами директоров, а также по дискриминации эффективных членов совета директоров по гендерному признаку.
Следующей темой пленарного заседания являлась роль финансового регулятора в продвижении повестки ESG. Этому было посвящено выступление представителей Московской биржи Антона Жиганова и Вячеслава Андрюшина. Антон Жиганов — руководитель направления устойчивого развития Московской биржи поделился своим видением роли бирж в содействии устойчивому развитию, выделив два направления: продвижение с помощью продуктов/ услуг и путем организации и проведения специальных мероприятий. В первом направлении он указал на создание ESG индексов, а также выпуск «зеленых» облигаций. А во втором направлении выделил обучение по темам ESG, подготовку руководства по раскрытию и пр. Спикер подробно остановился на том, как биржа поэтапно движется по пути включения ESG в бизнес-процессы, отчетность, а также в набор основных биржевых продуктов ESG.
Руководитель направления комплаенса, этики бизнеса Московской биржи Вячеслав Андрюшин рассказал о вовлечение сотрудников биржи в ESG-повестку. Он поделился опытом того, как на бирже в 2020 году был разработан и принят Кодекс профессиональной этики ПАО «Московская биржа». Он добавил, что в ходе разработки и широкого обсуждения сотрудниками биржи кодекса для сотрудников пришло понимание необходимости кодекса для участников торгов. Это послужило толчком для выработки норм добросовестности для рынка (в т.ч. для незарегулированных «серых» зон). В результате совместной работы Московской биржи, Центрального банка, саморегулируемых организаций в текущем 2021 году был принят Кодекс добросовестного поведения для участников торгов и клиринга Группы «Московская Биржа». Вячеслав отметил, что еще одним неожиданным результатом работы в ходе разработки кодексов этики стало появление разных и интересных инициатив от сотрудников «за пределами» ESG-функции. Представителям Московской биржи было задано много вопросов, касающихся целесообразности принятия требований по раскрытию экологических показателей эмитентами, вероятности принятия таких требований как условия доступа к листингу и много других.
Екатерина Лужных, руководитель по устойчивому развитию Coca-Cola HBC Россия в Европейской части России рассказала об опыте Coca‑Cola Hellenic Bottling. Эта компания работает в 28 странах Европы и включает Coca‑Cola HBC Россия (в которую входят 10 заводов в 9 регионах страны). В глобальной компании в 2018 году приняли 17 обязательств в области устойчивости развития. Цели приняты до 2025 года с учетом стратегических приоритетов головной компании.
Лужных Екатерина познакомила участников конференции с некоторыми основными целями из этой стратегии, выделив следующие основные направления: сокращение выбросов (на 30%; замена 50% холодильников в сетях на энергосберегающие; перевод до 50% используемой энергии из возобновляемых источников); сохранение водных ресурсов (сокращение объема потребляемой воды на заводах в зонах повышенного риска на 20%); устойчивые цепочки поставок; мир без отходов (участие в 20 партнерских проектах по борьбе с мусором); забота о сотрудниках (сокращение несчастных случаем с потерей рабочего времени на 50%; полное гендерное равноправие – доля женщин на управленческих позициях должна составить 50%); поддержка местных сообществ (10% участников из местных сообществ включаются в ознакомительные программы подготовки менеджеров; 1 млн молодых людей во всем мире станут участниками программы Youth Empowered).
С точки зрения заботы о здоровье потребителей Лужных Е. было отмечено, что компания наращивает производство и продажу напитков без сахара и калорий – Coca‑Cola Zero. В компании снижают калорийность газированных напитков на 9,6%, а соковой продукции — на 10,6%. За последнее время доля добавленного сахара в напитках Fanta, Sprite и Schweppes сократилась на 30–80%. Уменьшение экологического следа – является еще одним важнейшим направлением деятельности компании. В части благотворительности глобальная компания ежегодно 1% операционного дохода перечисляет в благотворительный фонд The Coca‑Cola Foundation. Екатерина отметила, что усилия компании позволяют ей с 2017 подряд оставаться компанией № 1 в индустрии напитков согласно DJSI.
Другой аспект вклада бизнеса в устойчивое развитие осветил представитель компании Scania, занимающейся продажей грузовых автомобилей и автобусов. Директор по устойчивому развития и работе с госорганами компании СканиаРусь, к.э.н., Вахтанг Парцвания рассказал, как представители его отрасли работают в условиях вызовов, связанных с планами ведущих стран мира отказаться от использования ископаемого топлива в транспорте. Многие компании с учетом сложившегося тренда поставили грандиозные цели в области снижения выбросов к 2030 году: Simens – на 100%; Hawi- на 40%; AstraSeneca- на 40%. В самой компании Scania приняли обязательство сократить выбросы на 50% к 2025 году. Компания заключила партнерство HAVI – Scania с целью снизить выбросы автомобилей без повышения затрат на покупку и обслуживание новых автомобилей.
Парцвания В. указал на то, что автомобили компании Scania переводятся на альтернативное топливо (СПГ, биогаз, биодизель, ГРМ). Интерес слушателей вызвали данные по выпуску гибридных автомобилей ведущих производителей в мире, а также кейс о постройке автобана А5 для электрифицированных грузовиков в Германии. Представитель СканиаРусь отметил также в ходе доклада, что компания не только производит ответственный транспорт, но сама переходит на использование возобновляемых источников энергии. В компании Scania активно используют энергию солнца и ветра на своих предприятиях по всему миру.
Продолжил тему «зеленой» энергии представитель ГК «Хевел» Александр Маслов, выступивший с докладом «Зеленая» экономика как драйвер роста: кейсы компаний РФ». В своем докладе он рассказал об успешных примерах использования возобновляемых источников энергии российскими компаниями в рамках своих стратегий устойчивого развития. Докладчик познакомил участников конференции с самой компанией Хевел, которая владеет единственным в России и крупнейшим в Европе заводом полного цикла по производству гетероструктурных солнечных ячеек и модулей.
Маслов А. остановился на формировании глобальной повестки, среди основных элементов которой им были выделены: Киотский протокол от 11 декабря 1997 г. о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению; Парижское соглашение от 12 декабря 2015 г. о регулирующих мерах по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года; введение налога на импорт товаров с углеродным следом, ввозимых в ЕС; торговля квотами на выбросы парниковых газов — ETS (EU Emissions Trading System).
Представитель компании ГК «Хевел» выделил три возможных варианта ответа компаний на формирующиеся глобальные изменения и перехода компаний на зеленую энергию: собственная генерация; инвестиции в возобновляемые источники энергии в объеме собственного потребления или больше; покупка зеленых сертификатов и/или зеленых кВт-ч на рынке. В качестве примеров на российском рынке им были приведены проекты строительства солнечных электростанций с промышленными накопителями энергии (СЭС), реализованные ГК «Хевел» для ведущих российских добывающих компаний, имеющих сильные стратегии устойчивого развития: для ПАО «Газпромнефть»; ПАО «Сибур холдинг»; «Полиметалл», ПАО «РусГидро и пр. Особое внимание Маслов А. указал на прямые и косвенные эффекты, получаемые компаниями от использования «зеленой» энергии, ответил на вопросы присутствующих.
После пленарного заседания работали 7 секций и круглый стол RBEN с представителями Европейской сети этики бизнеса (European Business Ethics Network) на тему «Self-regulations of Market Ethics»». 21 мая во второй день конференции работали 2 молодежные секции. Секции проводились в смешанном формате с возможностью дистанционного подключения.
Подводя итоги конференции «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса», можно утверждать, что она продемонстрировала изменение фокуса дискуссии от общей концепции устойчивого развития и КСО на конкретные составляющие. Микс-формат позволил вовлечь больше участников, в том числе зарубежных. Работа конференции продемонстрировала, что людям интересно встречаться оффлайн, они хотят восполнить недостаток общения в условиях санэпидемиологических ограничений. Конференция дала им такую хорошую возможность. Кроме того, участники имели возможность завязать деловые и научные контакты, познакомиться с передовым опытом бизнеса в сфере КСО и устойчивого развития, представить свои исследования и получить обратную связь от экспертов.
Автор материала Бэла Батаева, профессор Департамента корпоративных финансов и
корпоративного управления, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Оставьте ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.