Кадры решают всё – или как изменился рынок труда в начале 2023 года

Александр Шохин

Пирамида рынка труда перевернулась, теперь работодатели конкурируют за привлечение каждого квалифицированного сотрудника, отметили эксперты на форуме «Социально-трудовые аспекты устойчивого развития в современных условиях», проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Социальный аспект повестки устойчивого развития и стандартов ESG — стал ключевой темой форума. Представители государственных органов, профсоюзов и бизнеса сошлись во мнении — сегодня для развития бизнеса инвестиции, доступные кредиты и оборудование играют, хоть и ключевую, но второстепенную роль. Бизнес нуждается в мастерах, профессионалах и высококвалифицированных специалистах.

Председатель Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» Михаил Шмаков отметил, что система социального партнерства несмотря на современные вызовы переживает период сплочения и поддержки со стороны бизнеса, государства и профсоюзов. РТК работают во всех субъектах РФ и решают непростые трудовые вопросы. В этом году стороны работают над принятием нового трехстороннего соглашения.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин предложил объявить с 2023 года десятилетие социального партнерства. Участники форума поддержали инициативу.

Губернатор Новгородской области, Андрей Никитин отметил, что в развитии социального партнерства, а именно в поддержки бизнеса и диалога с профсоюзами сохраняется гарантия трудовой стабильности.

В 2022 году был зафиксирован исторический минимум по безработице на уровне 3,7%, констатировал губернатор Новгородской области.

Андрей Никитин отметил, что сегодняшний вызов перед социальными партнерами стоит не только в привлечении квалифицированных кадров, но и удержании работающих сотрудников, через изменение системы СПО. Чтобы работодатели инвестировали в развитие колледжей на подготовку и переобучение специалистов, губернатор Новгородской области предложил ввести 100% налоговый вычет для бизнеса.

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков, заявил, что минувший год подчеркнул эффективность сотрудничества между государством, бизнесом и профсоюзами, которое предотвратило «просадку» рынка труда.

Антон Котяков, также подтвердил основной вызов рынка труда сегодня – не совпадение спроса и предложения, где активизировалась конкуренция бизнеса за каждого соискателя.

Министр труда также отметил, что в 2022 году переобучение по нац. проекту «Демография» в центрах занятости прошли 194 000 человек из них 160 000 человек – трудоустроены.

С 1 сентября ведомство готовит к запуску сервис по стажировкам и практикам, на котором будут предусмотрены возможность быстрых подработок для студентов, трудоустройства людей с ОВЗ, молодых специалистов, молодых мам, а также участников СВО.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что у промышленных компаний возрос спрос на привлечение инженерных кадров.

Во второй части форума стороны обсудили механизмы партнерства бизнеса и власти в интересах устойчивого развития социально-трудовой сферы.

Александр Шохин отметил, что повестка устойчивого развития и стандартов ESG в бизнесе не только не утратила свою актуальность, а скорее наоборот – стала флагманом развития российского бизнеса. Поскольку крупный бизнес ведет свою деятельность учитывая принципы ГД ООН и Социальной Хартии РСПП.

Директор по устойчивому развитию, АО «РУСАЛ МЕНЕДЖМЕНТ» Ирина Бахтина отметила, что в компании обсуждают новую стратегию социальных инвестиций.

Растет ожидание от компании со стороны жителей. 60% населения считают, что крупный бизнес должен вносить серьезный вклад в развитие региона и инвестировать в эффективные социальные программы.

Компания определила три ключевых приоритета:

  1. Поддержания социальной солидарности в общении с гражданами, сотрудниками и членами семей в решении задач по развитию территорий;
  2. Формирование и поддержание городской среды, через развитие медицинской службы, улучшению качества жизни сотрудников и доступного жилья.

3 Развитие потенциала на территориях.

Ирина Бахтина заявила, что бизнес сегодня нуждается в четком определении социальных инвестиций в законодательстве. Отсутствует развернутая формулировка и налоговые преференции для компаний, оказывающих социальную поддержку регионам и некоммерческим организациям. И в этой законодательной инициативе представители крупных компаний готовы выступить партнерами.

Заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям, компании «Металлоинвест» Юлия Мазанова, рассказала, что основная задача компании в 2022 и 2023 году заключалась в сохранении и поддержке трудовых коллективов. При этом, объем социальных инвестиций и роль социальных аспектов в повестке Устойчивого Развития компании возрос. Социальные инвестиции только за последние 5 лет составили 30 миллиардов рублей, отметила Мазанова.

Вице-президент по устойчивому развитию Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Андрей Байда поделился актуальной информацией о запуске социальной таксономии. Документ разрабатывается совместно с министерством экономического развития под решение российский социальных вопросов. Этот документ позволит крупному бизнесу демонстрировать инвесторам реализацию социальных проектов для привлечения инвестиции.

Партнер, заместитель руководителя департамента консалтинга, руководитель Группы операционных рисков и устойчивого развития Kept, Игорь Коротецкий, подчеркнул, что социальная повестка в России долгое время находилась в тени экологической тематики. Эксперт отметил, что современные вызовы, которые стоят перед российскими компаниями — трансформация и переосмысление деятельности бизнеса с Запада на Восток. Следовательно, важным условием выхода в страны АТР играет сильная социальная политика в ESG стратегии компаний. Поэтому российскому бизнесу важно показать наработанный десятилетиями опыт и успешные практики в решении социальных задач.

В завершении выступления Игорь Коротецкий отметил немаловажный факт выхода на восточные рынки – бизнесу необходимо запустить социальные маркетинговые стратегии на внешний рынок. Время устойчивого маркетинга вернулось.

Оставьте ответ