Магдалена Гаете: «студенты — поколение с очень сильным чувством социальной ответственности, чувством сохранить этот мир»

Что такое — Sevice Learning и откуда взялась третья миссия университетов? Сегодня российские вузы переходят на новую модель обучения, где студенты и преподаватели не только получают знания и занимаются наукой, но и вносят свой вклад в развитие городов, вовлекая студентов в волонтерскую деятельность, сотрудничая с некоммерческими организациями и предпринимателями. Почему так важно, чтобы студенты покидали стены Alma Mater не только с хорошими знаниями, но и добрым сердцем. Редакция социального портала SDG-Media побеседовала с Магдалена Гаете, руководителем проектно-учебной лаборатории «Управления репутацией в образовании» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Людмила

День добрый, в эфире проект “Устойчивое развитие в лицах”, у нас сегодня в гостях Магдалена Гаете.

Магдалена, день добрый!

— У вас недавно завершилась конференция о третьей миссии университетов и студентов, расскажите пожалуйста, для чего ВУЗам третья миссия? Что это такое?

Магдалена.

— Спасибо за приглашение! На самом деле знаете, третья миссия, я бы сказала, что это ни как конфетка, которую поставишь, торт или пирог, а третья миссия всегда была, и будет частью университета. Ели знаем, что первая миссия — это обучение студентов, вторая — исследование, третье, как ни странно, объединяет первые две и делает их полезными для общества. Потому что третья миссия включает в себя все, что касается непрерывного образования, я думаю там о выпускниках, о людях, об обществе, и в том числе включает в себя инновации и предпринимательство.

Но инновации естественно имеется в виду внутри университета тоже должны быть какие-то инновации, не может быть, что идет четвертая революция, а внутри университета преподаем, как 100 лет назад. И в том числе инновация в плане, естественно, науки и однозначно, социальная ответственность.

Магдалена.

— Т.е. мы говорим о том, чтобы дать студенту, в независимости, от того, где он учится, на гуманитарном направлении, техническом, или экономическом, юридическом, чтобы они вовлекались в общественную жизнь, понимали как это все устроено, создавали какие-то возможно свои социально — экологические проекты, либо помогали некоммерческому сектору, и таки образом проявляли свою, как бы такую волонтерскую деятельность и развивали свои soft скилы?

Магдалена.

— Да, есть два уровня в третьей миссии. Первый уровень, я бы сказала самый фундаментальный для университета, это дать студентам то, что им нужно, чтобы потом хорошо трудоустроиться в этом новом мире. Я бы сказала, что это был такой вызов от студентов тоже, потому что мы не можем закрыть глаза на тот факт, что это поколение с очень сильным чувством социальной ответственности, чувством сохранить этот мир. И это значит тоже, что университеты могут и должны, я бы сказала, дать им не только, знаете такие простые soft скилы, а тоже компетенции именно для устойчивого развития. А это какие?

Я бы сказала, что это те же компетенции, которые обычно называем 10-15 стандартных, ноя называю основные три:

  • работа в команде;
  • критическое мышление;
  • автономность

Потому что только таким образом ты можешь быть реальным предпринимателем там, где ты есть. Ты можешь мыслить, как предприниматель в большой корпорации или один в какой- то Start – up. Если у тебя этого нет, тогда, ну, инициатива не проявляется.

На самом деле, вот эти soft скилы, скажем так, компетенции для устойчивого развития.

А второй уровень, когда у этих студентов есть уже эти новые навыки, или они развивали их, они это передают обществу, каким образом? Через, я бы сказала, НКО, через компании, которые занимаются социальным развитием, почему? Потому что университет, не благотворительный фонд, у университета есть большое общество профессионалов, студенты тоже профессионалы и если, то, что у них есть -это мозг, скажем так и время, если они могут это передать, и если они это передают через НКО, тогда получаешь правильный результат и НКО есть нужды, ты перекрываешь их, поддерживаешь, чтобы они могли дальше заниматься чем они занимаются.

Людмила.

— Вот если есть практика, как раз волонтерства в Америке, в некоторых странах Европы, когда студенты -волонтеры приходят на работу, тогда их волонтерский опыт зачитывается при трудоустройстве, вот как Вы считаете в России такое возможно в ближайшем будущем, или пока мы только идем к этому?  Т.е. учитывает ли работодатель волонтерский опыт, или служение обществу, студентов при трудоустройстве?

Магдалена.

— Я бы сказала, что это уже началось в России. Естественно, в других странах, может быть раньше, но не во всех странах Европы, кстати. И если смотришь на страну, не во всех городах, или регионах. Но если думаем о международной компании и допустим, больших российских компаниях, это и есть международные компании, не потому что у них есть, скажем так, филиалы в других странах, а потому что эти большие предприятия, компании они именно смотрят вокруг себя.

Я несколько раз была в Норильске, и я видела, что они пытаются делать с городом, скажем так это красиво и вдохновляет. И в том числе, как они поддерживают университет, но это такой позитивный цикл, я бы сказала, потому что, если компания поддерживает университет. Университет развивает своих студентов, навыки своих студентов и потом получается, что эти студенты будут хорошими профессионалами, чтобы работать в какой- то компанией, это такой я бы сказала добрый цикл.

Но если смотришь вообще на рынок труда сейчас, я думаю, что я не очень далеко от правды, что каждая компания сейчас в России, в других странах смотрит, не на столько на то, что человек, студент сделал в аудиториях, всегда просят какой-то профиль, действие, естественно да, как Вы говорите за рубежом сразу смотрят, где вот этот человек делал здесь и там. Но, я приведу пример, сейчас в ВШЭ, ну не сейчас, уже несколько лет, делает такой проект, который называется “Открыть Россию заново”, но это проект, который через проектное обучение, в течении двух или трех недель, группа студентов поедут в экспедицию, в какой -то субъект РФ. Я бы сказала, что это начинается только и есть несколько регионов, где видишь один проект, два проекта, но мне кажется, что это будет просто бомба! Потому что это прекрасно, представьте себе 15 студентов, желающих изучать что-то новое, приедут на место и уже, естественно были связи с муниципалитетом или правительством и т.д., и они готовы делать, проводить какие-то исследование или какие-то работы, которые реально полезны для этого города. Ну, в том числе, они сейчас, когда вернутся в университет, в любой из кампусов ВШЭ, то, что они делали, или то, то они изучали может стать частью дипломной работы и т.д. вот знаете, вот таких проектов побольше желательно.

Людмила.

— Т. е. —  это только инициатива ВШЭ или пока этот проект может масштабироваться в других ВУЗах?

Магдалена.

— Уверена, что этот проект может спокойно и желательно масштабировать в других ВУЗах. Мне кажется, что ВШЭ делает это с желанием, сотрудничать с университетами, которые на месте. В ВШЭ Санкт — Петербурга уже как три года группа студентов поедут на юг России, чтобы именно делать этот проект совместно уже с местными университетами, а так наверняка, я не знаю, все что делают все проекты. Но я уверена, что это совместные проекты, ну называйте это консорциум, сотрудничество и т.д. Но здесь здорово, что студенты могут работать не только среди своих коллег, и еще они познакомятся со студентами этого региона, и просто это прекрасно.

Людмила.

— т.е. они будут общаться не только со студентами, но и НКО, предпринимателями государства, такой широкий кругозор сразу же в практическую плоскость…

Магдалена.

— Разных видов проектов, я просто буквально вчера посмотрела один, и это связано с изучением языка Дагестана, супер просто, знаете и они поедут туда и открывают, гуманитарии, такую культуру для других, другие проекты в Мурманске …

Людмила.

— Как это влияет на репутацию ВУЗа и при выборе студентов, в какой ВУЗ им поступать?  т.е. насколько вот это направление, не только академическое, влияет на то, чтобы к ВУЗу было еще больше доверия со стороны не только студентов, но и родителей?

Магдалена.

— Вы знаете, что репутация — это, скажем так, как матрица качества университета в этом плане, и как университет общается со своими стейкхолдерами. Но на репутацию воздействуют стейкхолдеры, заинтересованных сторон, интересантов, как хотите. А там есть внутренний и внешний, те, которые внешние стейкхолдеры и тут мы сразу затрагиваем третью миссию университета, они смотрят на университет лучше естественно, или оценивают лучше университет, когда видят то, что университет делает для общества позитивно и эффективно. Это дело делать, можешь одевать футболки с именем университета, но как только это действие влияет, ну на английском IMPACT, на SOCIAL IMPACT бывает там, но тогда получается, что эти стейкхолдеры и эта публика, которая или люди в этом районе, и т.д. смотрят на университет, естественно по-другому. Почему? Потому что они видели глаза этих студентов, руки, как они сделали, как они общались и т.д.. Это скажем так интерпрофессиональное общение дало им “потрогать”, скажем так университет, который далеко, Бог знает где, вот, во-первых, это.

Но тут еще раз я бы сказала есть два момента:

  1. университеты занимаются третьей миссией не потому, что хотят хорошей репутации, а занимаясь третьей миссией, они получают это хорошее. Дорожная карта третьей миссии мы видим, что в течении этих не знаю, 5 лет, 10 лет улучшается эта репутация только, потому что там был план, не маркетинг, знаете одна акция, вот поедем, все, фотографируемся, и т.д. вернулись. Я не против маркетинга, наоборот, мне кажется это очень хороший инструмент для репутации, но если реально хочешь, чтобы твой бренд был сильным, тогда не надо смотреть сразу на бренд, надо смотреть на дела. Сначала на людей внутри, на твоих преподавателей, очень важны стейхолдеры, на студентов, дальше все администраторы и т.д. и, конечно, у руководителей, ну, там не только ректор, там проректор, деканы.

У руководителей есть такая, я бы сказала ответственность включать всех внутри университета, чтобы реально эти проекты не были просто бумагой. И радует, знаете, сейчас были 3 дня конференции, радует видеть, что ну может быть в университете, понимают это по-разному, но все пытаются, каким -то образом заниматься третьей миссией.

Мы вначале этого пути и поэтому, мне кажется встречи, как эта конференция, встреча с Вами сейчас и все, что можем делать для того, чтобы больше понимать, что это значит, что значит эти 17 Целей устойчивого развития, на самом деле, когда их поставишь на стол перед университетами. Вот только таким образом можем говорить тот же самый язык, я бы сказала.

Людмила.

— т.е. сегодня ЦУР является не только парадигмой, но и языком для того, чтобы выстраивать общий язык с представителями ВУЗов?

Магдалена.

— На в первом рейтинге не было российских университетов, ну, наверно это было что-то незнакомо, даже для многих университетов, в мире участвовали только 400 университетов.

А второй год, 2020 год, буквально недавно в тот год участвовали, 40, я точно не могу сказать, 40 с чем-то университетов из России. Из них 3 в TOP 100. А это очень интересный элемент в высшем образовании. Как получилось так? Думаешь, окей, наверно у этих университетов есть очень хорошая репутация, значит есть какие-то качества, которые настолько связаны с нобелевской премией, или очень много международных студентов и т.д., я не назову все, потому что это длинный список. Но у них есть то, что для этого рейтинга было важно и таким образом они заботятся о каждой из 17 целей устойчивого развития.

В прошлом году, 2020 год, Питерский ПОЛИТЕХ, если я не ошибаюсь, Алтайский Государственный Университет и университет им. Плеханова были в TOP 100.

Людмила.

— т.е. казалось бы, это региональные ВУЗы…

Магдалена.

— Ну, да. Но знаете прекрасно видеть, что у всех университетов, не только те, которые в столицах, я бы сказала больше, чем региональный, не столичные университеты. У них есть, что сказать, у них есть, что показать. Пока мы готовили эту конференцию я познакомилась со столькими людьми, у которых горят глаза, когда говорят о мом, что пытаются делать в их регионах, в их городах маленьких, больших неважно.  Мне кажется это связано с того, что social — на самом деле это социум…

Людмила.

— И все-таки это должна быть политическая воля ректора университета, или все-таки это может быть какая-то инициатива снизу, со стороны студентов, преподавателей, что необходимо ВУЗу меняться, необходимо создавать какие-то новые направления, включать третью миссию?

Магдалена.

— Мне кажется, что это должна быть встреча, я не знаю есть ли это по -русски , мне кажется когда университеты хотят, мы не говорим только ректор хочет, потому что если только ректор тогда это будет длиться несколько времени, но это не будет идти в фундамент, не будет корней у этих проектов, а когда руководство готово слушать, даже ничего не понимая, что это такое, ну, потому что оно не может все знать, но если руководство готово слушать, тогда получается очень интересные движения внутри университета, смотрите, — это называется архитектура слушания. Такой прекрасный профессор Джим Макнамара, создал этот концепт.

Архитектура слушания — это, когда ты допустим, делаешь абстрагирующие сессии и хочешь слушать всех. Давай для студентов сначала, потом преподавателей, потом исследователей, потом совместно. Представители из каждых этих стейкхолдеров, внутренних стейкхолдеров, что они думают, окей, потом, естественно руководство — это то, которое рисует линию и говорит: ”Мы идем туда!”

Но до этого он знает, что происходит и на данный момент без третьей миссии не можем идти дальше, потому что это как -будто сказать: ”Нет, нет, мы не существуем!” Это то, что сказал недавно ректор в школе экономики, что университеты должны спускаться в мир, если ты в башне из слоновой кости, чтобы реально посмотреть, что происходит.

Людмила.

— Вы в России работаете очень долго, как Вы считаете за последние 5 лет насколько движение ВУЗов к этой третьей миссии, стало сейчас более активно, чем раньше?

Магдалена.

— Естественно. 5 лет назад чувствовалось, что университеты росли, поставили флаг в международной арене и это было очень важно. Это просто заслуга людей, естественно проект 5/100, сейчас все надежды на приоритет 20/30, но это было очень важно.

Перед глазами, можно так сказать, я видела, как университеты России стали известны в Европе, США, в Латинской Америке, в Азии. И думаешь, как это произошло? Вы в 21, в 25 ведущих университетов, и там есть больше. В федеральных, которые показали, что реально происходит в университетах России. И открыли Миру те, хорошие, я бы сказала, примеры, которые есть здесь. Открылась наука, открылись, ну, я не знаю, для международных соревнований студентов, я это вижу в бизнесе. Совсем недавно мы посмотрели в новостях, что вернулись из Олимпиады по физике, но это был такой толчок 5/100, и что произошло, что они тянули все высшее образование с ними вперед, поэтому наверно, ну, не можем все делать одновременно, правда? Поэтому сначала было это, а сейчас есть возможность, или когда уже понимаешь, как работают на международной арене, сейчас есть возможность заботиться об этой третьей миссии, которая совсем недавно появилась в этих 17 целях устойчивого развития. Естественно, они ее поставили, потому что это такая нужда была в мире.

И еще университеты сейчас в России, по крайней мере, мы видим, они все готовы показать то, что делают, и думать еще, но я вам скажу последнее в этом плане, Time Syndication 2020 –2021 гг. — 75 российских университетов участвовали в рейтинге, из них 5 или 6 вышли в TOP – 200 — это хороший показатель. Было что показать, потому что за год, или за три месяца, ты не придумаешь 17 целей, что как и т.д. А сейчас можешь направить все твои силы, чтобы их углублять, расширять и начинать работать с городом и с регионом. Мне кажется этот проектный поворот, простите, который идет в ВШЭ, в других университетах и тоже это видно в Политехе, это может быть социальный поворот с социальными ответственными оттенками.

Людмила.

— Куда теперь должны ВУЗы прийти, какая у них должна быть конечная цель? Они обозначили для себя третью миссию, т.е. они приглашают на свою площадку, некоммерческие организации, бизнес, какие-то другие, может быть, местные сообщества, что должно произойти? Должны создаваться какие -то интересные научные проекты, либо культурно -экологические социальные проекты, а что еще дальше? Т.е. мы можем говорить о том, что эти ВУЗы будут дальше, углубляться в город, где они работают, или выходить за рамки?

Магдалена.

— Мне кажется, что как говорят на испанском, поле очень широкое! И сейчас университеты начали работать, желательно, чтобы и у всех была стратегия устойчивого развития. Внутри и вне, внутри — потому что очень интересны зеленые кампусы, которые уже говорят много об этом, есть такие инициативы в разных университетах.

Дальше, чтобы в университетах были, чистые, ну, в плане, “головы”- это внутри.

Во вне, чтобы больше, и больше была такая связь, я бы сказала прекрасная между тем, что студенты учат теорию, и тем, как они могут это передать там, где это нужно. Мы уже об этом говорили, но это действительно, сразу решает проблемы в городе, в бизнесе, в Start-up, в трудоустройстве студентов и других людей. Потому что, если студент дизайнер, допустим, и есть ряд людей, которые могут научиться, что-то делать руками, вот решаешь две проблемы сразу, либо два челленджа сразу, это не проблема, но просто.

Так что да, мне кажется, что это бесконечное море, где надо начинать, я думаю, что уже начали плавать.

Ведущая, какой опыт сейчас в испанских ВУЗах, к чему сейчас идут?

Магдалена.

— Испанские ВУЗы, как и российские очень разные. В Испании есть 88 университетов.

Ведущая.

— Ну, если говорить про университет Наварра?

Магдалена.

— Сейчас в университете Наварра есть несколько проектов, именно связано с этими тремя направлениями третьей миссии. Я бы сказала самое главное, что стратегия 2025 — это 100% миссия университета. А там есть три направления:

  1. обучение со смыслом;
  2. исследования с Impact;
  3. расширять социальную ответственность.

Но это все, через проектное обучение и, включая всегда студентов на весь процесс обучения разных видов проекты для, не для выпускников, мы не говорим выпускники, мы говорим alumni (alumni – выпускники в переводе с англ., прим.ред) включаем их всегда. Каким образом?

Ну, сейчас с этой технологической революцией, так скажем, надо переформатироваться постоянно. И начинается такое большое движение Lifelong learning (lifelong learning — непрерывное образование в переводе с англ., прим.ред), для них, но мы понимаем тоже, что у нас есть те, которые за 60, 40-60 и меньше. Так, что для каждого мы должны дать разных видов продукта.

Людмила.

— Если вернуться к прошедшей конференции, какая главная была, может быть, мысль или, что Вы увидели в глазах российских ректоров, и вообще научно-преподавательского состава?

Магдалена.

— На конференции были двух видов участников. Те, которые из НКО и бизнес, и другой состав — это люди из университета, из разных университетов: из Алтая, Мурманска, с юга — это было прекрасно, география очень большая! У нас было больше 100 спикеров и международных. Я видела, что в университетах есть такой момент, когда надо начинать делать и многие из них переосмысливают образ, видение третьей миссии. Окей, третья миссия всегда была, но наверно это было большинство студентов. Сейчас они видят, что нужна какая-то стратегия, и нужно сотрудничать с бизнесом, с НКО, не можешь всегда просить, чтобы государство тебе помогло, но в том числе можешь сделать так, чтобы ты помог обществу и сотрудничал с правительством региона. Вот это движение видно про то, что университеты говорили.

Мне приходит пример университет из Томска, называется ТУСУР, проректор был здесь и рассказал, что они открыли школу, естественно там есть линия, связанная с инженерией, но они открыли школу обще — образовательную, потому что они поняли, что они могут таким образом готовить этих школьников, чтобы они могли попасть в университет. Это 100%  — прекрасно. Университет ЮФУ, они создали такой круглый стол, для того, чтобы думали и проектировали магистерские программы. Не настолько для иностранных студентов, а каким образом можно делать так, чтобы эти магистерские программы были значимыми для общества — прекрасно. Это, знаете как… Не отменять то, что есть, а преобразовать, чтобы там были те аспекты, которые нужны для устойчивого развития и в том числе, у нас был вице-губернатор Санкт -Петербурга для него было важна связь между университетом и территориальными…

Людмила.

— Местные органы власти?

Магдалена.

— Да, органы власти, чтобы они работали вместе, чтобы улучшать именно облик Санкт — Петербурга и поддерживать часть населения, которой нужны эти студенты, которые могут передать знания и т.д.

И третий — это бизнес. И СКБ “Контур”, показала нам, что они технологическая компания то, что они делают в Екатеринбурге. Просто открываются глаза и думаешь, ничего себе, могут так делать! И они этот проект, который делали вместе с УРФУ, но с поддержкой ВШЭ Санкт — Петербурга, но это — очень большой проект, такой кластер, технологический для студентов, для населения и т.д. — это проект, который в городе, так что… впечатления очень классные.

Ведущая.

Спасибо Вам большое.

Магдалена.

— Спасибо Вам.

 

Оставьте ответ