ESG-РЭНКИНГ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Агентство по управлению событиями в сфере устойчивого развития — ESG Media и Национальное рейтинговое Агентство провели круглый стол «ESG-РЭНКИНГ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА. ТРАНСФОРМАЦИЯ ESG ПОВЕСТКИ В РОССИЙСКИХ ЭМИТЕНТАХ». Дискуссия прошла при поддержке Комитета по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию РСПП.

Результаты рэнкинга Национального рейтингового агентства показали, что ESG-факторы наиболее важны в тех компаниях, в которых сформировался пул инвесторов, ориентирующихся на соответствие данным факторам и интеграцию повестки устойчивого развития. Либо это требование крупных потребителей, прежде всего в добывающих секторах. И сегодня основная мотивация к соответствию критериям ESG – соответствие ожиданиям стейкхолдеров, особенно, с целью сохранения текущего пула инвесторов и возможности приобретения новых. Компаниям, присутствующим на публичных рынках и желающим повысить капитализацию, уже невозможно игнорировать повестку ESG.

Помимо инвесторов важным драйвером становится постепенное сознательное изменение потребительского поведения в сторону продукции компаний, соответствующих ESG-критериям. Это особенно важно для компаний потребительского сектора, для которых ESG-повестка очень быстро набирает актуальность. В российском потребительском секторе уже сегодня присутствуют компании, которых можно назвать драйверами устойчивых практик в отрасли.

Это говорит о том, что компании, активно интегрирующие повестку устойчивого развития в свою деятельность, будут иметь большее число лояльных потребителей и лучше удержат свои позиции на рынке в будущем.

Результаты рэнкинга также показывают, что крупнейший российский бизнес уже сегодня демонстрирует приверженность ESG-факторам, в том числе, и на международном уровне, что подтверждается результатами сопоставления стандартов операционной деятельности российских крупных компаний с международными стандартами и ориентирами в области устойчивого развития.

Участники рэнкинга, характеризующиеся развитым и продвинутым уровнем интеграции ESG-повестки в свою деятельность, демонстрируют и очень высокий уровень раскрытия и качества нефинансовой информации. Данные компании раскрывают нефинансовые метрики в гораздо большем объеме, чем предусматривает национальный проект соответствующего закона и рекомендации по раскрытию нефинансовой отчетности.

Это связано с высокой востребованностью нефинансовой отчетности и ESG-данных и у инвесторов и стейкхолдеров.

Однако, это относится только к публичным компаниям, присутствующим на международном пространстве. При этом, проблемы с данными и прозрачностью в области ESG у большинства других компаний сохраняются, несмотря на значительный прогресс в области раскрытия информации и ежегодному росту числа публичных компаний, формирующих нефинансовую отчетность. Кроме того, крайне малое число компаний осуществляет заверение нефинансовой отчетности.

Что же касается большинства публичных российских компаний, то сегодня с их стороны наибольшее внимание уделяется фактору G – вопросам корпоративного управления. Это объяснимо, учитывая тот факт, что вопросы корпоративного управления – наиболее распространенный фактор ESG, учитываемый инвесторами. В значительно меньшей степени российскими компаниями уделяется внимание экологическим и социальным аспектам, что подтверждается и уровнем раскрытия соответствующей информации.

Очевидно, что продолжающееся глобальное повышение требований к отчетности ESG и шаги, предпринимаемые для гармонизации стандартов отчетности, со временем улучшат качество и количество данных ESG.

Национальное рейтинговое агентство ожидает, что в сочетании с более активным участием инвесторов и ростом уровня интеграции ESG-повестки на российском рынке, в том числе, за счет формализации требований в области ESG, влияние экологических и социальных факторов на ценообразование финансовых инструментов на российском рынке будет расти.

Вопросы устойчивого развития в российских компаниях, наконец, стали рассматриваться на уровне высшего руководства и советов директоров. Все более актуальными становятся вопросы климата, особенно для энергетических компаний, что подтверждается раскрываемой информацией об влиянии климатических рисков и управлении данным видом рисков.

Основными слабыми местами развития систем управления в области устойчивого развития российских компаний по данным Национального рейтингового агентства явились:

Отсутствие единого подхода к управлению в области устойчивого развития

Недостаточное развитие стейкхолдер менеджмента – практического подхода к управлению устойчивым развитием как к комплексному механизму, требующему учета интересов всех стейкхолдеров

Отсутствие четкой идентификации стратегических целей, путей их достижения и ключевых показателей, отражающих достижение стратегических целей, в документах и отчетах компаний

Раскрытие преимущественно краткосрочных, а не средне- и долгосрочные целей в области устойчивого развития или отсутствие временных рамок для поставленных стратегических целей

Среди основных барьеров развития ESG-тематики в России можно назвать неразвитость внутренней ESG-культуры, нехватка сопоставимых данных за прошлые годы, отсутствие запроса со стороны клиентов, недостаточное понимание ESG факторов и механизмов их включения в инвестиционный процесс.

Оставьте ответ